22 ноября 2023 года Президент Российской Федерации подписал Указ N 875, согласно которому 2024 год объявлен Годом семьи. Такое решение предполагает не только сохранение традиционных семейных ценностей, но и направлено на защиту семьи как основы государства и общества.
Анализ судебной статистики приводит к выводу, что количество лиц, обратившихся в суд с иском о расторжении брака, к сожалению, растет, в количественном выражении примерно в пределах 3 000. Причем процент удовлетворенных требований практически остается на одном уровне, достаточно высоком.
Так, в 2021 году судами рассмотрено 64 676 гражданских дел о расторжении брака, из которых по 64 590 делам приняты решения об удовлетворении иска, что составляет 99,86% от рассмотренных;
в 2022 году таких дел рассмотрено 67 397, из которых по 67 320 делам приняты решения об удовлетворении иска, что составляет 99,88% от рассмотренных;
в 2023 году количество дел названной категории увеличилось до 70 819, из которых по 70 742 делам приняты решения об удовлетворении иска, что составляет 99,89% от рассмотренных.
Действующим семейным законодательством (ст. 22 Семейного кодекса РФ) предусматривается, что суд при рассмотрении дела о расторжении брака при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака вправе (но не обязан!) принять меры к примирению супругов и назначить им срок для примирения в пределах трех месяцев.
Ранее действовавший Кодекс о браке и семье РСФСР (ст. 33) предусматривал 6-месячный срок для примирения супругов. В то время Верховный суд, давая разъяснения судам по вопросам, возникших в практике применения Кодекса о браке и семье, подчеркивал заинтересованность государства в сохранении семьи как основной ячейки общества, указывая, что «отложение дела может быть произведено по инициативе самого суда без просьбы о том сторон даже неоднократно, если супруги не достигли примирения, но суд убежден в том, что повторное отложение дела будет способствовать сохранению и оздоровлению семьи, учитывая, что при разрешении этого вопроса суд должен оценить все установленные по делу обстоятельства и сделать вывод о возможности сохранения семьи».
В настоящее время в Государственную Думу внесен законопроект, обязывающий суд принять меры к примирению супругов. По мнению авторов законопроекта, супруги не всегда способны самостоятельно урегулировать проблемы, которые привели к решению о расторжении брака, поэтому они предлагают предоставить суду право принять меры и к получению супругами социально-психологических услуг, что включает в себя оказание помощи в коррекции психологического состояния.
По мнению доцента Среднерусского института Управления – филиал РАНХиГС кандидата юридических наук Ольги Шекшуевой, возможно, законопроект и не влечет излишнего вмешательства государства в жизнь семьи, поскольку в случае отказа от реализации мер по примирению или недостижения их целей, брак будет расторгнут по истечении трех месяцев. Однако, законодатель фактически возвращается к тому, от чего он однажды отказался – от заинтересованности государства в сохранении семьи как основной ячейки общества, обосновывая свой отказ тем, что вмешательство во внутрисемейные проблемы является нарушением принципа добровольности брачного союза. Если у одного из супругов (истца) сложилось твердое намерение прекратить супружеские отношения и расторгнуть брак, то принудить его к сохранению брака не совсем справедливо.
В настоящее правовая норма, регулирующая порядок расторжения брака судом (ст. 22 СК РФ), сформулирована таким образом, что отсутствие согласия второго супруга на расторжение брака дает суду право отложить разбирательство дела, назначив супругам срок для примирения в пределах трех месяцев.
Полагаю, что, если подача искового заявления явилась результатом ссоры супругов, скоропалительного решения одного из них, – продолжила Ольга Шекшуева. – то для того, чтобы супруги осознали сложившуюся ситуацию и приняли окончательное решение, вполне достаточно предусмотренного законом срока.